Начало эры электричества
1802—1900
Великая страна нуждалась в крепкой основе, и экономика России не могла развиваться без энергетики. История отрасли прочно переплетена с историей всей страны, и в музейных экспонатах — фотографиях и артефактах — отражается каждая ступень развития отечественной энергетики.
В начале XIX века в области электротехники Россия занимает ведущие позиции, и Санкт-Петербург, столица царской империи, первым примеряет на себя все новинки. А. Н. Лодыгин изобретает лампу накаливания, П. Н. Яблочков — электрическую свечу, а Ф. А. Пироцкий доказывает возможность передачи электроэнергии на большие расстояния. «Свечу Яблочкова» используют для уличного освещения по всему миру, называют «русский свет», а Россию — «родиной электричества».
В 1879 году электрические фонари появились в Петербурге на мосту Александра II (ныне Литейном), а спустя четыре года — на Невском проспекте. Тогда же заработала первая электростанция общего пользования, а Царское Село стало первым европейским городом, полностью освещенным электричеством. Вскоре в городском транспорте происходит настоящая революция: привычные конки заменяет трамвай. Еще в 1895 году по льду Невы проложили первые трамвайные линии, а первый трамвай начал ходить по Петербургу в 1907-м. Развитие электроэнергетической отрасли набирает обороты: в 1880 году проводится первая в мире электротехническая выставка, создаются товарищество «Электротехник», «Общество электрического освещения 1886 г.», Кельнское общество «Гелиос», «Бельгийское анонимное общество электрического освещения Санкт-Петербурга», запускаются турбины первых электростанций. Каждая из этих исторических вех прослеживается в коллекции экспонатов и фото-свидетельств времени Музея истории энергетики Северо-Запада.