Энергетики в годы войны: выдержать, выстоять, победить!

День Победы для энергетиков Северо-Запада – праздник особый, напоминающий о самоотверженном труде коллег, их неоценимом вкладе в общую победу.

Несмотря на все тяготы и лишения военного времени, бомбежки и артобстрелы, энергетики день за днем боролись за спасение.

Во время войны энергетики совершили настоящий трудовой подвиг – работники электростанций были переведены на казарменное положение с «безотлучным нахождением на станции». Делалось все возможное, чтобы защитить оборудование от налетов авиации, проводились работу по маскировке, переводу котлов на бездымный процесс горения топлива.

Энергетикам приходилось работать в жутких условиях – лютый мороз, отсутствие топлива. Электричество и тепло были в те дни куда дороже хлеба.

Энергетические потери с самого начала войны были колоссальными. Часть оборудования с электростанций Северо-Запада отправили в тыл. Топливо больше не подвозили. Для жителей региона был установлен лимит потребления.

За время Великой Отечественной войны энергосистеме нанесен огромный ущерб: были утеряны две трети мощности, более 1000 км высоковольтных линий электропередач напряжением 110-220кВ, все загородные подстанции 35-110кВ. С началом войны и до полного снятия блокады на предприятия энергосистемы было сброшено более 300 фугасных бомб, свыше 1000 зажигательных бомб и около 3000 артснарядов.

Сразу же после полного снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской и Мурманской областей, Карелии широко развернулись восстановительные работы на всех электростанциях, подстанциях и линиях электропередач, разрушенных во время войны. Уже в 1950-м году энергосистема Северо-Запада превзошла довоенный уровень по установленной мощности, выработке электроэнергии и отпуску тепла.

Воспоминания энергетика

Лев Абрамович Ходорков (1907-1965)

1930-37 — начальник котельного цеха 1-й ГЭС

1937-39 — начальник котельного цеха 2-й ГЭС

1939-41 — заместитель главного инженера 8-й ГЭС им. Кирова

1941 — главный инженер 8-й ГЭС

1941 — заместитель главного инженера 2-й ГЭС

1941-42 — заместитель главного инженера 5-й ГЭС

1942-43 — главный инженер 5-й ГЭс

1944-65 — директор тепловых сетей Ленэнерго.

Из дневников Льва Ходоркова:

30/XII-41

"Стоят турбины. Из пяти стоят четыре котла. На пятом нет угля, еле тлеют его остатки. в городе нет топлива. Станцию переводят а консервацию. Принимаются меры по переделке котлов под торф".

1/I-42

"Оборудование покрыто инеем. Груды частей. Работает один котел - тонн 25/час. Все турбины стоят".

2/I-42

"Заморозили паропровод и водяной экономайзер котла №3".

17/I-42

"Задачи, стоящие перед станцией:

  1. Восстановить поврежденное оборудование.
  2. Законсервировать все оборудование.
  3. Подготовить оборудование к работе по получении топлива.
  4. Сберечь основные кадры.
  5. Освоить котлы на антраците в краткий срок и запустить одну машину на собственные нужды.
  6. Сберечь котел №4.
  7. Поднять производственную дисциплину.
  8. Навести строжайшую экономию в расходовании топлива и материалов.
  9. Реконструировать два котла под торф.
  10. Пользуясь стоянкой, произвести возможный ремонт".

24/I-42

"В 19 часов станцию отключили от системы. Прекратился подвоз топлива на 5-ую. Спасаем питательные линии, котел №4, баки.

Стала 1-ая очередь - нет энергии на насосы, дымососы".

9/II-42

"Ночью ходил по 5-ой. Повсюду лежат люди. Народ жмется к теплу. На 5-ой из 5-ти больших котлов загублено 4. Собрал небольшую группу и исправляю котел №4. Ремонт тянется 7-йдень. Рабочие истощены и еле работают. Но даже так работать в этих условиях - самоотверженность".

16/II-42

Станция подняла нагрузку до 8 МВт. В теперешних условиях - колоссальное достижение.

Ремонт котла №4, который я провел сам, мне дороже, чем вся предыдущая деятельность в системе.

Котел №4 - это хлеб и жизнь сотен тысяч. На его ремонте свалилось 7 человек, остальные довели до конца. Чиним котел №5. Завтра начинаем восстанавливать откатку. подымаю дисциплину. требую сохранения оборудования, бережного расхода топлива. Страшно медленно, но дела идут в гору с каждым днем. За котлом №4 выйдет котел №5, потом возьмемся за котел №2".

21/III-42

"1.05 начался обстрел станции. 2.40 окончился обстрел станции".

3/V-42

"Нагрузка станции - 28 МВт".

22/V-42

"5-ая ГЭС Указом Президиума Верховного Совета награждена орденом Трудового красного знамени".

23/IX-42

"В 10.40 по подводному кабелю включена Волховская станция!

Просил направить меня на строительство этой трассы. не отпустили. Страшно жалею".

26/XI-42

"Дали свет в 3000 квартир. Пустили котел №5 на 2-й ГЭС на фрезоторфе. Станция работает на единственном котле неустойчиво. Часто выпадает Волхов. Поэтому нам бывает очень тяжело. Все ложится на наши плечи, как, например, сегодня. Тянули 40 тысяч. Топлива на складе почти нет".

11/I-43

"В ночь с 12 на 13 января вся нагрузка Волхова взята нами. На Волхове сделаны необходимые переключения, и ток в город дан с Волхова не по подводному кабелю, ремонт которого весьма затруднен, а новой воздушной линией, проложенной по льду Ладожского озера. Еще с октября начались заготовки опор для этой единственной в мире линии передач, опоры которой вморожены в лед.

Линия сегодня уже работала. Новое достижение ленинградских энергетиков".

18/I-43

"Прорвана блокада Ленинграда".

9/III-43

"За 7/III и 8/III на станции упало 136 одиннадцатидюймовых снарядов. Стреляла какая-то новая тяжелая батарея немцев. Станция выведена из строя и отрезана от города.

Не спал 50 часов. Интенсивно ликвидируем повреждения".

24/III-43

"Внезапно в 4.20 на станцию сброшено 5 бомб".

29/III-43

"В 10.30 начался обстрел станции одиннадцатидюймовыми фугасными снарядами. Вновь разрушены пути, вагоны и южные магистрали.

Не клеится дело с подачей энергии через Шлиссельбург. Ледовая же трасса уже демонтирована. Волхов работает лишь по кабелям. В последние дни сильные бомбардировки города. Сильно пострадала кабельная сеть. Вокруг станции при каждом налете вражеские ракетчики дают сигналы".

1/IV-43

"Работают котлы №1,2,6".

(на основе книги "Ленинградцы. Блокадные дневники")