Пироцкий Федор Аполлонович

17 февраля (1 марта) 1845 – 28 февраля (12 марта) 1898

Русский инженер и изобретатель. Смелый новатор и экспериментатор в области передачи электроэнергии на расстояние. Автор проекта освещения Литейного моста и централизованного распределения электроэнергии для освещения Санкт-Петербурга

Передача электрической энергии на расстояние

В 1874 г. русский военный инженер Ф.А. Пироцкий пришел к выводу об экономической целесообразности производства электрической энергии в тех местах, где она может быть дешево получена благодаря наличию топлива или гидравлической энергии, и передачи ее по линии к более или менее отдаленному месту потребления. «В виду громадных издержек, необходимых на содержание паровых движителей больших заводов и фабрик, нам пришла мысль о возможности передачи работы воды, как самого дешевого движителя, на известное расстояние посредством гальванического тока, полученного какою-либо динамомашиною. У нас в России передача работы может иметь огромное применение, в чем нетрудно убедиться, взглянув на карту».

В сентябре 1874 г. на Волковом поле в Петербурге Ф.А. Пироцкий произвел в больших по тому времени масштабах опыты, показавшие возможность передачи на расстояние значительных электрических мощностей.

Шестисильная динамомашина, приводимая в движение паровым локомобилем, давала ток, передававшийся по проводам на расстояние 50 метров. Здесь была установлена вторая динамомашина, приводимая в действие током, поступавшим от первой.

Передача тока по рельсам на расстояние

В 1874-1876 гг. инженер Ф.А. Пироцкий провел ряд опытов по передаче тока по рельсам на расстояние 1 км. Для этой цели он использовал заброшенный участок Сестрорецкой железной дороги, один из рельсов которой был прямым проводом, а другой – обратным.

В 1876 г. Ф.А. Пироцкий установил электрический двигатель на одном из вагонов Петербургской конно-железной дороги. После серии проведенных испытаний, 22 августа 1880 г. в 12 час. дня, в Петербурге, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России была проверена возможность движения трамвайного вагона «электрическою силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона».

Вагон первого в мире электрического трамвая двигался с 40 пассажирами со скоростью 10-12 км/час. Питание вагона осуществлялось через рельсовые пути при напряжении постоянного тока
100 В.

В 1890-х гг. XIX в. в Петербурге была сделана успешная попытка эксплуатации электрического трамвая. Зимой 1895 г. открылось трамвайное движение не по улицам, а по невскому льду – на зимнем переходе через реку. Трамвай был построен русской электрической фирмой М.М. Подобедова.