Котомин Алексей Антонович

13 сентября 1883 – 25 августа 1942

Легендарный российский инженер, технический директор «Электротока» («Ленэнерго»), построивший уникальную Дубровскую ГРЭС-8, первый энергетик, награжденный орденом Ленина

Именно он разработал план электрификации Петроградского района, послуживший исходным материалом к плану ГОЭЛРО. В 1907 г., одним из первых, Котомин окончил Политехнический университет и приступил к постройке научно-испытательного судна «Александр Ковелевский» для биологической станции Мурманского берега. Он не только руководил строительными работами, но и подобрал и обучил команду. Скоро его назначили главным механиком Александровского (Пролетарского) завода.

В 1911 г. под его руководством монтируют первую в России открытую подстанцию (для питания Лахты). Он возглавил реконструкцию воздушной и кабельной сети, проводил опыты по установке на открытом воздухе трансформаторов и аппаратуры.

В 1918 г. Алексей Котомин стал главным инженером «Общества электрического освещения», затем —главным инженером ОГЭС, техническим директором «Петротока» — «Электротока». Создание и развитие энергетической системы на два десятилетия становится его главнейшей задачей.

В период 1918 – 1937 гг. Котомин cоздает проект и участвует в реализации реконструкции электростанций №№ 1 и 2, проектирует и строит подстанции 35/6 кВ и кабельное кольцо 35 кВ для приема энергии Волховской ГЭС, организует диспетчерский пульт, руководит проектом расширения ТЭЦ-5 «Красный Октябрь» до 110 МВт, проектирует и строит Дубровскую ГРЭС, проектирует Московско-Нарвскую и Охтенскую ТЭЦ. При этом Котомин ведет активную преподавательскую деятельность в Военно-технической академии и Политехническом институте, председательствует в отделении Русского технического общества, пишет целый ряд научных статей на самые разнообразные темы в технических журналах. Алексей Антонович еще успеет построить СУГРЭС – Средне-Уральскую электростанцию, приступить к строительству Камской гидроэлектростанции. Участие в грандиозном проекте по сооружению Дворца Советов в Москве стало его последней работой.

В 1937 г. был арестован. После трех с половиной лет заключения он умирает в лагере в 1942 г. Извещение о реабилитации Котомина получила в 1959 г. только его вдова, сын погиб в первые месяцы войны, защищая Ленинград.

А.А. Котомин имел два образования – электротехническое и морское. В современном Санкт-Петербурге яхт-клубы на Крестовском острове – его рук дело. Во время своего руководства стройкой СУГРЭС Алексей Антонович успел соорудить водный клуб и закупить яхты. Свой рабочий день он заканчивал строго в шесть часов, после чего вести деловые беседы категорически отказывался, а вместо того гонял на яхте со своим замом в качестве матроса и катался на лошади. При этом за год своего руководства строительством Котомин сумел сделать больше, чем все его предшественники за предыдущие 3,5 года.