Графтио Генрих Осипович

4 (26) декабря 1869 – 30 апреля 1949

Талантливейший инженер, один из основателей российского гидроэнергостроительства, член комиссии по электрификации России ГОЭЛРО

1900 – 1904 гг. – создал первый в России проект железной дороги с электрической тягой. 

1905 г. – составил проект ГЭС на реке Вуоксе.

В 1906 г. по предложению городских властей руководил строительством трамвайной сети в Петербурге. Под его руководством возвели центральную электростанцию с тремя паровыми турбинами, проложили более 100 км линий электрических контактных проводов, построили пять электроподстанций, три вагонных парка, оборудовали более 100 трамвайных вагонов.

В 1907 – 1911 гг. составил проекты электрификации железной дороги Крыма и Закавказья, а также ГЭС в Волхове (1910 – 1911 гг.) и др. С 1907 г. преподавал в Петербургском (Ленинградском) электротехническом институте (с 1921 — профессор). Член комиссии по разработке плана ГОЭЛРО, непосредственно руководил секцией по электрификации Кавказского района и секцией транспорта.

В 1918 – 1920 гг. —  помощник главного инженера, в 1921 – 1927 гг. —  главный инженер строительства Волховской ГЭС, затем возглавлял строительство Нижне-Свирской ГЭС.

В 1938 – 1945 гг. —  главный инспектор по строительству гидроэлектростанций министерства электростанций СССР. Во время Великой Отечественной войны Графтио проводил большую работу по развитию гидроэнергетики восстановленных районов страны.

Инженерную и организационную деятельность по сооружению гидроэлектростанций Графтио сочетал с научно-исследовательской. Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Имя Графтио присвоено Нижне-Свирской ГЭС.

Все творения Г.О. Графтио посвящал своей музе — любимой жене Антонине Адамовне. Так, пуск и Нижне-Свирской, и Волховской ГЭС состоялись 19 декабря, в день свадьбы инженера. Генрих Осипович свободно владел английским, французским, немецким, итальянским и шведским языками.