Сегодня Каскад Ладожских ГЭС – самый мощный каскад гидроэлектростанций Ленинградской области, важнейший гидроузел, обеспечивающий электроснабжение потребителей региона и регулирующий суточный уровень рек Волхов и Свирь.
Каскад Ладожских ГЭС объединяет уникальные гидротехнические сооружения. Во время строительства электростанций творческое становление прошли многие выдающиеся инженеры и энергетики.
– Качество должно иметь только один сорт – первый, и гидроэлектростанция обязана стоять так же незыблемо, как египетские пирамиды, – говорил выдающийся инженер Генрих Осипович Графтио.
Волховская ГЭС
Начало освоения реки Волхов для выработки электроэнергии было положено 16 сентября 1921 года, когда проект выдающегося инженера Генриха Осиповича Графтио по возведению гидростанции включают в план ГОЭЛРО. Это знаковое событие в будущем должно было в корне решить вопросы электроснабжения Петрограда и его промышленности. Работам на Волховстрое руководители государства поручили всем оказывать всестороннее содействие и поддержку.
– Это была стройка всероссийского масштаба, где использовался исключительно вольнонаемный труд. Здесь было две железные дороги, по которой завозились материалы и оборудование. Цемент, например, специально везли из Николаева, – делится воспоминаниями бывших коллег старший начальник смены Волховской ГЭС Павел Червочков.
Станцию в торжественной обстановке открыли 19 декабря 1926 года, через пять лет после начала строительства. До начала Второй мировой войны она была крупнейшей в Европе.
В 1927 году, когда были запущены все гидроагрегаты, мощность ГЭС составляла 58 МВт, а к началу войны — уже 66 МВт.
В 1941 году, когда немецкие войска вплотную подошли к Волховской ГЭС, оборудование станции было решено демонтировать и вывезти на Урал и в Среднюю Азию. Таким образом, обеспечение электроснабжения осажденного Ленинграда прекратилась и с реки Волхов.
– Демонтаж оборудования произвели за рекордные сроки. Остались только два вспомогательных агрегата, которые питали железнодорожную станцию Волховстрой. Совсем небольшие генераторы – по 1000 кВт. Их мешками с песком обкладывали – боялись, что при бомбежке пострадают. А бомбили постоянно. Надо ведь еще понимать, работали тут, можно сказать, дети. Ребята и девушки возрастом по 14-15 лет, – отмечает старший начальник смены электростанции Павел Червочков.
Между тем непрерывные артиллерийские обстрелы, голод и холод оставляли все меньше шансов жителям блокадного Ленинграда. 25 января 1942 года окончательно остановилось движение электротранспорта, прекратилась подача воды и света. В это время по предложению Алексея Косыгина – уполномоченного Государственного Комитета Обороны в Ленинграде – в Смольном принимается решение о восстановлении Волховской ГЭС. В течение весны энергетики разрабатывают план реконструкции линий электропередач и прокладки кабеля через Ладожское озеро. В это же время прибывают эшелоны с оборудованием станции, вывезенным ранее на Урал.
– Все работы по сооружению объектов электропередач от Волховской ГЭС до Ленинграда удалось произвести за 45 дней – быстрее, чем требовал военсовет, – рассказывает Павел Червочков. – Тогда основные усилия были затрачены при прокладке кабеля по дну Ладоги. Зимой была протянута еще одна линия – воздушная. Опоры вмораживали прямо в лед, а между ними уже потом натягивали провода. Работали и женщины, и подростки. Труд колоссальный, требовавший невероятной силы. И это в то время, когда поблизости регулярно громыхают вражеские снаряды.
Интересно, что для изоляции подводного кабеля использовали бумагу с водяными знаками, предназначенную для выпуска денег. Поэтому второе название «кабеля жизни» – «кабель с денежкой».
Настоящее чудо для ленинградцев случилось 23 сентября 1942 года, когда энергетическая блокада города была прорвана. Электричество начало поступать в осажденный Ленинград: теперь каждая семья могла на два часа в день включать лампочку мощностью в 40 Вт. Это была огромная победа энергетиков.
Нижне-Свирская и Верхне-Свирская ГЭС
В 1927 году после проведения разносторонней исследовательской и опытно-лабораторной работы был разработан новаторский метод строительства плотины Нижне-Свирской ГЭС. Смысл его заключался в следующем: сооружать плотину с небольшим наклоном в сторону, противоположную течению реки. В расчетах значилось, что когда образуемое плотиной водохранилище наполнится и будет получен проектный напор воды, бетонная часть гидростанции под тяжестью самого здания ГЭС с находящимся в нем оборудованием встанет в вертикальное положение.
Свирь стала первой рекой, перекрытой при строительстве гидроэлектростанций путем наброски камня в текущую реку. Уровень реки был поднят на 11 метров на Нижне-Свирской ГЭС, и на 14 метров на Верхне-Свирской ГЭС. Пороги были затоплены, образовалась необходимая судоходная глубина. Обе электростанции с момента постройки и до настоящего времени работают как судопропускные сооружения.
Строительством ГЭС на реке Свирь занимались уже подготовленные после возведения первенца ГОЭЛРО – Волховской ГЭС – инженеры и специалисты своего профиля. Однако проект был сложнейшим, что потребовало создать прямо на месте дополнительные инженерные курсы.
– В 1 час 35 минут 19 декабря 1933 года была пущена первая машина Нижне-Свирской ГЭС, и в ленинградскую электросеть начал поступать ток. В течение следующих двух лет заработали еще три поворотно-лопастные турбины, которые для станции изготовил Ленинградский металлический завод. Таким образом, Нижне-Свирская ГЭС стала первой в мире гидроэлектростанцией, построенной на нескальных грунтах, – с гордостью отмечает ее нынешний директор Алексей Никифоров.
К строительству Верхне-Свирской ГЭС приступили после пуска последней турбины Нижне-Свирской гидроэлектростанции. Во время военных действий в 1941 году, когда территория Подпорожья была оккупирована, котлован пришлось затопить.
После восстановления Нижне-Свирской станции, в 1947 году, строительство Верхне-Свирской ГЭС было возобновлено. Первый гидроагрегат установлен в декабре 1951 года, в 1953 году станция была запущена в промышленную эксплуатацию – приступили к работе четыре агрегата мощностью по 40 МВт.