70-летие снятия блокады Ленинграда

27 января 1944 года в Ленинграде двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами праздновали полное освобождение города от блокады. С тех пор прошло 70 лет.

Энергетики отмечают это событие с особым трепетом, помня о подвиге своих коллег в осажденном Ленинграде. Немногие, но такие нужные для выживания и фронта, киловатты доставались в блокаду с огромным трудом. Подчас совершалось невозможное, если того требовало общее дело победы. 

Хроника событий

1941 год

  • 22 августа. ГЭС Роухиала (ГЭС-10) захвачена врагом.
  • 30 августа. Нижне-Свирская ГЭС (ГЭС-9) и Волховская ГЭС (ГЭС-6) прекратили подачу электроэнергии в Ленинград.
  • 7 сентября. Дубровская ГРЭС (ГРЭС-8) захвачена врагом.
  • 8 сентября. Замкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда. Потеряны 2/3 мощности энергосистемы, более 1000 км высоковольтных линий 110-220 кВ, все загородные подстанции 35-110 кВ, основные торфопредприятия с общей годовой добычей до 3 млн.т торфа.
  • 10 сентября. Обнародовано Постановление Военного Совета Ленинградского фронта о рациональном расходовании электроэнергии.
  • 13 сентября. Приказ об уничтожении плотины Нижне-Свирской ГЭС. Нижне-Свирская ГЭС (ГЭС-9) захвачена врагом.
  • Приказ о демонтаже Волховской ГЭС. 6 ноября последний эшелон с оборудованием Волховской ГЭС ушел со станции Волхов-2, а сама электростанция подготовлена к взрыву и затоплению. В здание «Ленэнерго» упала фугасная бомба 250 кг. Погибли 5 человек, часть здания разрушена.
  • 20 ноября. Установлена самая низкая суточная норма снабжения Ленинграда хлебом: рабочие и ИТР – 250 г; служащие, иждивенцы и дети до 12 лет – 125 г.
  • Декабрь. Энергопотребление стало жестко лимитироваться, полностью прекратилось движение трамваев и троллейбусов. Полностью прекратилась работа водопровода.
  • По предложению уполномоченного Государственного Комитета Обороны (ГОКО) А.Н. Косыгина было принято решение о восстановлении Волховской ГЭС для снабжения электроэнергией блокадного Ленинграда

1942 год

  • 25 января. Самый тяжелый день энергетиков Ленинграда: во всей энергетической системе работала только ГЭС-1
  • котел № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района. Пуск агрегата позволил повысить нагрузку электростанции до 21-22 тыс. кВт из 23-24 тыс. кВт, вырабатываемых системой.
  • Февраль. В Волхов прибыли эшелоны с оборудованием станции с Урала и из Средней Азии
  • 31 марта в Ленинграде началось движение грузовых трамваев
  • 15 апреля в Ленинграде началось движение пассажирских трамваев
  • 30 апреля на Волховской ГЭС пущен в эксплуатацию первый гидроагрегат.
  • На заводе «Севкабель» женщины и дети, заменившие у станка ушедших на фронт мужчин, начали изготовление кабеля, названного «кабелем жизни». Он должен соединить по Ладожскому озеру Волховскую ГЭС и Ленинград.
  • 23 сентября. В обход линии фронта по воздушным линиям 60 кВ и кабелю 10 кВ, проложенному по дну Ладожского озера, энергия частично восстановленной Волховской ГЭС стала поступать в осажденный город.

День в истории — прорыв энергоблокады Ленинграда

Полное снятие блокады Ленинграда предварило событие, которое серьезно повлияло на исход борьбы. В опасной близости с линией фронта по воздушным линиям и кабелю, проложенному по дну Ладожского озера, 23 сентября 1942 года энергия частично восстановленной Волховской ГЭС стала поступать в ленинградские дома, госпитали и на заводы. 

Блокадный трамвай

В конце зимы 1942 года было принято решение о пуске трамвая – городу нужен был грузовой транспорт. Под руководством С. В. Усова были переделаны котлы на ТЭЦ-5. В конце марта был пущен первый грузовой трамвай. В апреле – пассажирский.

По воспоминаниям очевидцев, билет на блокадный трамвай стоил 15 копеек.

 

Элекстростанции военного времени

Центральная ТЭЦ

25 января 1942 года – самый тяжелый день энергетики Ленинграда: во всей энергетической системе работала только ГЭС-1, неся нагрузку всего в 3000 кВт. Топлива оставалось на несколько дней.

Электроэнергию получали хлебозавод, госпиталь и Смольный.
Работники электростанций собирали остатки топлива с эвакуированных или бездействовавших предприятий, разбирали деревянные дома. Остановилось движение электротранспорта, прекратились подача воды, освещение домов и улиц.

В годы блокады станции, входящие в состав Центральной ТЭЦ, продолжали работать и обеспечивать город теплом и электроэнергией.

В апреле—мае 1943 года фашисты сосредоточили массированные огневые налеты на склады жидкого топлива, чаще стали применять термитные снаряды. Обстрелам, вызвавшим сильные пожары, подверглись 1-я ГЭС, заводы «Большевик», «Красный выборжец», нефтебазы Кировского завода и «Красный нефтяник», Торговый порт. Всего в 1943 г. врагу удалось вызвать в городе 412 крупных пожаров.
Вызвав пожар, немецкие артиллеристы усиливали обстрел объекта и прилегающей к нему территории, стараясь затруднить его тушение. Так было, например, на 1-й Городской электростанции, когда снаряды попали в резервуары с мазутом. Пожар не должен был распространиться, так как это грозило остановкой электростанции, снабжавшей электроэнергией промышленные предприятия и город. А противник, чтобы помешать пожарникам, 8 раз обстреливал ГЭС и прилегавшую к ней территорию.

Большое мужество и упорство требовалось в этих условиях от бойцов огненного фронта. В 1943 г. личный состав противопожарных подразделений потерял 176 человек убитыми, более 300 человек было тяжело ранено или контужено.

ТЭЦ-5 «Красный Октябрь»

Зимой 1941–1942 гг. котел № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района.

Работа по реконструкции велась под руководством директора станции Абрама Михайловича Маринова и начальника котельного цеха Иосифа Петровича Александрова, наладку котла с топкой Т.Ф.Макарьева провел инженер энерголаборатории Сергей Степанович Зайцев. Пуск этого котла дал возможность повысить нагрузку электростанции до 21–22 тыс.кВт из 23–24 тыс.кВт, вырабатываемых системой.

31 марта 1942 года началось движение грузовых трамваев, а с 15 апреля – 6 маршрутов пассажирского трамвая.

Волховская ГЭС

«Трудно, очень трудно было бы отдать приказ уничтожить Волховскую ГЭС, но не могло быть и мысли о том, чтобы оставить ее врагу. Выход напрашивался один: не пустить фашистов к Волхову», — так генерал И.И. Федюкинский отреагировал на приказ 12 ноября 1941 года о разрушении Волховской ГЭС: «Ставка Верховного Главнокомандования утвердила Ваши предложения по вопросам разрушения в Волховстрое алюминьзавода, Волховской ГЭС, железнодорожного моста и затопления патерны плотины с возложением ответственности за это, а также за определение времени взрыва на командование 54-й армии».

По решению Государственного Комитета Обороны Волховская ГЭС была демонтирована, а ее оборудование вывезено. На станции работали только 2 агрегата во время боев. Однако когда железнодорожные эшелоны с эвакуированным оборудованием дошли до места назначения, разгружать их не пришлось. Ленинград был в блокаде и нуждался в энергии. Был получен приказ о возвращении.

Река Волхов южнее ГЭС еще была в руках врага; шли упорные бои в Синявинских болотах; снаряды, бомбы и мины падали на корпуса гидростанции, но восстановление Волховской ГЭС шло полным ходом. В мае 1942 года два турбогенератора были смонтированы и пущены в работу.

Линии электропередачи были разрушены в районе Мги, где проходил передний край обороны. Только 23 сентября 1942 года после прокладки по дну Ладожского озера специальных электрокабелей Ленинград получил ток с Волхова.

Электростанции Заполярья

Нижнетуломская ГЭС

К 1941 году Кольский полуостров уже обладал достаточно мощной энергетической системой.

Первой крупной энергетической стройкой, которая, по замыслам авторов проекта, должна была дать толчок к освоению минерального сырья Кольского полуострова, стала Нивская ГЭС-2 (от названия реки Нива). Второй станцией, построенной в 1937 году по плану ГОЭЛРО, была Нижнетуломская ГЭС. В 1940 году Нива ГЭС-2 и Нижнетуломская ГЭС были соединены линией электропередач напряжением 110 кВ.

В начале войны войска противников неоднократно атаковали Мурманск с воздуха, и, полагая, что легко возьмут город, берегли для себя стратегически важные объекты, среди которых были и Мурманская ТЭЦ, и Нижнетуломская ГЭС.

С развитием военных действий в 1942 году стало понятно, что никакого быстрого прорыва не получится. Тогда немецкие войска начали бомбить город. За июнь – июль 1942 года Нижнетуломская ГЭС подвергалась более десятка налетов. Что спасало и город, и станции – так это укрепления вокруг станций. На сопках стояли зенитки: задачей одной из эскадрилий 20-го гвардейского истребительского полка была защита территории ГЭС.

Одновременно командование флота направило специальные зенитные команды для усиления противовоздушной обороны Нижнетуломской ГЭС. Но несмотря на оборону Мурманска и территорий около него, 22 июня 1942 года город был фактически на половину уничтожен.

Нива ГЭС-2

Вторая стратегически важная станция — Нива ГЭС-2 — также подвергалась атакам с воздуха. Уже в начале осени 1941 года был совершен первый налет, что заставило принять решение о демонтаже трех гидрогенераторов и эвакуации оборудования. Четвертый гидроагрегат продолжал работать вплоть до конца войны, несмотря на то, что во время одной из бомбардировок была полностью разрушена крыша машинного зала и повреждены стены:

«Главный цех был без крыши, окон и дверей, засыпан снегом. Над гидроагрегатом соорудили из досок и толя шалаш, который прослужил в качестве производственного помещения около трех лет. От ветра и холода он защитить не мог. В пургу и в дождь вода текла на генератор и распределительное устройство, ее вытирали тряпками. Но электроснабжение не прекращалось» (П.С. Балов).

Днем рабочие Нива ГЭС-2 восстанавливали станцию, ночью охраняли территорию ГЭС.

В сентябре 1942 г. и в марте 1944 г. эвакуированное оборудование было возвращено на Кольский полуостров. Такое же было с возращением мощностей на Волховскую ГЭС. Осень 1944 года командующий Карельским фронтом Мерецков посетил Нива ГЭС-2. Ему доложили, что станция сохранила мощности, однако строительная часть сильно разрушена, крыши нет, мостовой кран в машинном зале не исправен. По приказу Мерецкова за Нива ГЭС-2 был закреплен батальон инженерных войск, с помощью которого были проведены восстановительные работы.
Весной 1946 года Нива ГЭС-2 восстановила проектные мощности.

Мурманская ТЭЦ

В начале войны 160 работников ТЭЦ записались в добровольцы и ушли на фронт. Их место заняли мальчишки, многие из которых остались работать на ТЭЦ и после конца войны. С 1941 по 1945 они обслуживали котлы и турбины станции, уничтожали зажигательные бомбы, охраняли станцию от пожаров и взрывов. Военные действия противника были направлены не только на гидроэлектростанции Мурманской области – фашисты бомбили подстанции и линии электропередач.

Помощь поступала с флота, оттуда же шло снабжение продовольствием.
Окончательно война из Мурманска ушла в конце 1944 г., когда северные районы страны были отвоеваны, Северная Норвегия и Финляндия освобождены и заняты советскими войсками.

Мирное время ставило перед энергетиками и новые задачи: нужно было отстраивать заново станции на захваченных территориях, проводить к ним линии, заниматься увеличением мощностей и ремонтом зданий.

Несмотря на продолжительные бомбежки и атаки с воздуха, удалось спасти Мурманскую ТЭЦ, хотя многие ее объекты пострадали.

Электрозаграждения Ленинграда

К началу блокады в городе были предприняты значительные усилия по дополнительной защите – дзоты и противотанковые препятствия на подступах к Ленинграду, в строительстве которых активно участвовали энергетики. Но, как и во всякой цепи, непременно есть слабое звено, так и здесь – юго-западные подступы к городу укреплены не были: Псковско-Островский и Кингисеппский укрепительные районы в боевое состояние заблаговременно приведены не были, новые же рубежи южнее Ленинграда не строились, так как не предусматривалось оборонять город с юго-запада и не предполагалось, что враг может появиться с этой стороны. Угроза Ленинграду с юга все возрастала, и уже через несколько дней после начала войны стало ясно, что тут необходимо принять самые энергичные меры. Спешно возводилась Лужская полоса обороны протяженностью 300 км.

…сегодня проходил партийный актив города. Приехав с актива И.П. Карась (управляющий) сообщил, что перед нами поставлена задача – разработать систему электропрепятствий на оборонительных линиях. Непосредственное организационно-техническое руководство этим делом поручили мне. Не знаю точно, с чего начать, надо собраться с мыслями, продумать…, а срок дан всего пять дней.

Из блокадного дневника А.М. Маринова

На базе Ленэнерго создается специальная Энерголаборатория. Ей, кроме других задач, была дана специальная (создание электропрепятствий), которая согласовывалась с органами НКВД и Военным Советом Северного фронта.

К активному участию в работе привлекли работников Высоковольтной и Кабельной сетей, НИИ имени А.Ф. Иоффе. Интересная деталь: в разработке мероприятий по созданию электропрепятствий самым активным образом участвовала дочь академика Иоффе.

Были утверждены два района применения: на рубежах у реки Луги и у Красногвардейска.

Старшему инженеру Энерголаборатории Галине Емельяновне Бурцевой поручалось разработать инструкцию по проектированию, приемке и эксплуатации электропрепятствий. Аналогичную работу выполнял с группой работников Н.С. Туманов. Они копал траншеи под кабель, снимали дерн, закидывали вниз полосы натуральной резины, на них укладывали голый проводник и все это закрывали дерном. Дерн заметно сох и «полосы» можно было отличить на местности. А уже за полосами располагались противотанковые рвы, вторую стенку которых завесили смертоносной сеткой под напряжением. Задача, которую должны были выполнить электрики и военные, по мнению начальника инженерной службы, «попугать немцев, чтобы они не так нахально напирали». Кроме технической задачи по вводу электропрепятствий в эксплуатацию, военные выполняли задания по захвату пленных. Это было необходимо не только для уточнения мест дислокации немецких войск и планов врага, а в первую очередь чтобы узнать каким сопротивлением обладают сапоги немецких солдат с тем, чтобы выставить оптимальное убойное напряжение.

Использовать электропрепятствия на Лужском рубеже достаточно эффективно не удалось из-за стремительного наступления немцев. Враг продвигался так быстро, что армейские части не смогли предупредить энергетиков о необходимости срочной эвакуации и большая группа попала в окружение. Судьба многих из них так и осталась неизвестной.
По указанию командования фронтом электрики переключились на сооружение электропрепятствий у Красногвардейска. Здесь успели вовремя и эти сооружения сыграли свою роль. Когда немецкие части, переходя в атаку, попали в полосу «шагового напряжения» и начали валиться с ног, психологический эффект оказался столь сильным, что посеял панику в рядах врага и ободрил наши измотанные части, находящиеся в обороне.

Всего за период с 1941 по 1944 гг. было введено в действие 8800 электрозаграждений. Они способствовали не только сдерживанию натиска фашистских войск, но и демонстрировало высокую техническую мысль и поднимало моральный дух нашей армии. Это был один из секретных видов оружия, наряду со знаменитой «Катюшей», с которыми столкнулась Германия уже в первые месяцы войны. По-праву можно сказать, что электрозаграждения были первым ответом врагу, объявившему на весь мир, что Ленинград будет уничтожен.