Путь только появившейся новой отрасли не был простым. Улицы Петербурга того времени освещались газовыми фонарями, в жилых домах имелись свечи, керосиновые лампы. Должны были пройти годы, чтобы люди привыкли к новому виду освещения. Первая освещенная улица в городе появилась благодаря стараниям Федора Апполоновича Пироцкого.
К идее освещения улицы в городе он подошел нестандартно. Проблема заключалась в том, что доставка газа для уличных фонарей была весьма прибыльным делом для «Общества газового освещения Санкт-Петербурга», являвшегося, по сути, монополистом. У пионеров электрификации не было возможности пустить электрический свет на улицы взамен газового. Пироцкому пришла в голову идея гениальная по своей простоте, он предложил пустить свет на городском мосту, который есть не что иное, как улица, но никому не принадлежащая.
Так получилось, что первое пробное освещение в Петербурге появилось в 1879 году на Литейном мосту, а первой электростанции в городе пришлось расположиться на барже.
С именем Федора Пироцкого связан первый пуск трамвая в Санкт-Петербурге, но произошло это лишь в 1907 году. Для этого была построена специальная «Трамвайная» электростанция, одна из крупнейших электростанций того времени.
Другие три крупнейшие электростанции города были построены в период с 1897 по 1898 годы. «Общество электрического освещения 1886 года» строит электростанцию на Обводном канале, Общество «Гелиос» из Кельна — ЭС на Новгородской улице, а Бельгийское анонимное общество возводит электростанцию на набережной реки Фонтанки.
После революции 1917 года городские электростанции национализируются. В 1919 году правительство создает ОГЭС (Объединение государственных электрических станций), целью которого становится объединение электростанций Петрограда. В 1922 году оно преобразовалось в трест «Петроток», в 1924 переименовано в трест «Электроток», а 10 августа 1932 года трест преобразован в Районное энергетическое управление (РЭУ) «Ленэнерго».
Спустя 60 лет в День энергетики 22 декабря 1992 года на базе производственного объединения «Ленэнерго» было создано АО «Ленэнерго». А 29 июля 2004 года совет директоров «Ленэнерго» принял решение приступить к реформированию компании по видам деятельности путем реорганизации Общества.
1 октября 2005 года в рамках реформирования энергетики России на базе генерирующих активов ОАО «Ленэнерго», ОАО «Колэнерго» и ОАО «Карелэнерго» была образована ОАО «ТГК-1» – наследник первых электрических станций «Общества электрического освещения 1886 года», созданного когда-то предпринимателем Карлом фон Сименсом.